Главная

Регистрация

Вход
   Минский
АВТОКАНАЛ
Среда, 19.06.2019, 01:05
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Онлайн-инфо

Погодная камера
Мини-чат
Форма входа
Главная » FAQ

Эфир [6]
Понятие "Автоканал". Правила поведения в эфире. Общая информация о СиБи
Радиостанция [3]
Выбор, установка, использование радиостанции в авто
Антенна [8]
Выбор, установка, настройка антенны
Техно [9]
Технические вопросы и ответы

Что такое фидер?

Фидер, фидерная линия - это линия связи станции и антенны. В общем случае коаксиальный кабель с волновым сопротивлением 50 Ом. Фидер вносит потери в сигнал, поэтому кабель с меньшими потерями стоит дороже, но при большой длине может себя оправдывать. Фидер, питающий антенну, может работать в нескольких режимах:

Ненастроенный фидер. Идеальное согласование (КСВ=1) получается при равенстве выходного сопротивления радиостанции, волнового сопротивления фидера (в частном случае коаксиального кабеля) и входного сопротивления антенны. Полоса частот, в которой выполняется условие достаточно хорошего согласования, определяется изменением комплексного выходного и входного сопротивлений передатчика и антенны соответственно, при изменении рабочей частоты. При работе в этом режиме длина фидера может быть произвольной. Большинство современных радиостанций и промышленных антенн имеют вх./вых. сопротивления (теоретически) 50 Ом и, при применении кабеля с волновым сопротивлением 50 Ом, при настроенной антенне дополнительного согласования не требуется. Промышленные КСВ-метры (типа Alan, MFJ) также рассчитаны на 50 Ом.

Настроенный фидер. При использовании фидера с волновым сопротивлением, отличным от входного и выходного сопротивлений антенны и p-ст также можно добиться идеального согласования (КСВ=1). Достаточные условия для этого равенство входного и выходного сопротивлений антенны и p-ст, и длина фидера, кратная половине длины волны в фидере (т.е. с учетом коэффициента укорочения). В этом случае фидер работает в режиме (полуволнового) повторителя. Т.е. независимо от волнового сопротивления фидера, он не оказывает влияния на согласование антенны с p-ст. С этим связан известный способ "настройки" кабеля. К выходу p-ст (считаем 50 Ом) подключается КСВ-метр, затем кабель. К концу кабеля подключается эквивалент нагрузки - безиндукционный резистор 50 Ом. Постепенно укорачивая кабель, добиваются КСВ = 1. В этом случае длина кабеля должна получиться кратной полуволне (которая в кабеле RG-58c/u с полиэтиленовой изоляцией для СВ равна магическому числу 3.62 метра). при значительном изменении рабочей частоты согласование нарушается (т.к. меняется длина волны в кабеле).

Опасны ли для антенн молнии?

Да, может быть повреждена сама антенна, подключённая к ней аппаратура, может достаться и оператору.
Вот пример:





Лучше всего во время грозы антенну заземлять (если не заземлена мачта), отключив ее от станции (усилителя). В заводских антеннах с автотрансформаторным включением штырь соединен с землей через катушку, имеющую малое сопротивление для постоянного тока. Можно включить между антенной и землей сопротивление в несколько кОм большой мощности и на высокое напряжение, или дроссель с достаточно большой индуктивностью, это защитит антенну и передатчик от статического электричества.

В любом случае лучше обеспечить надежное заземление мачты (в случае применения стационарной антенны) и грозопереключатель с разрядником.

Выглядят примерно так:





Корпус грозоразрядника должен быть обязательно заземлен, иначе теряется весь смысл грозозащиты. Однако, в реких случаях, допускается зануление. Но стоит помнить, что по нулю течет ток, и он не предназначен для отвода статики и наведенных зарядов.

Более подробно о принципах и способах грозозащиты можно почитать в книге В.И. КРАВЧЕНКО "Грозозащита радиоэлектронных средств". Издана в 1991 году в издательстве Москва "РАДИО и СВЯЗЬ". Книга находится в разделе "КАТАЛОГ ФАЙЛОВ", сайта Минского автоканала. Формат DJVU 12.8 mb в архиве rar.

Что полезного пишут в паспорте антенны?

В первую очередь, основными техническими характеристиками антенны являются:

- МАКСИМАЛЬНАЯ МОЩНОСТЬ;
- ЧИСЛО КАНАЛОВ (ШИРОКОПОЛОСНОСТЬ);
- КОЭФФИЦИЕНТ УСИЛЕНИЯ.

- Мощность антенны должна быть больше, чем мощность Вашего усилителя.
- Число каналов покажет во скольких сетках (каналах) антенна будет ноpмально согласована.
- Коэффициент усиления покажет на сколько эта антенна эффективнее стандатного полуволнового диполя, иногда пpавда сpавнивают с идеальным вибpатоpом с шаpовой диагpаммой напpавленности (на ~2 дБ хуже диполя).

Чем антенна физически толще, тем она шиpокополоснее. Коэффициент усиления в pазах по мощности (с точки зрения передачи) можно пpимеpно опpеделить из соотношения 3 дБ - 2 pаза pазницы, 6 дБ - 4 pаза и т.д., увеличение считают со знаком "+", уменьшение - со знаком "-". По напpяжению (с точки зрения приема) соотношение следующее: 3 дБ - 1,4 pаза pазницы, 6 дБ - 2 pаза и т.д.

Для чего нужна поворотка?

Многие продвинутые радиолюбители используют в своем хобби, гораздо более эффективные антенны, чем диполи ,GP и прочие. Ни для кого не секрет, что эффективнее всего роботает направленная антенна с небольшим углом излучения, но такие антенны необходимо "поворачивать" на корреспондента.



Именно для этого применяется устройство, называемое поворотным. В настоящее время существует огромный выбор различных поворотных устройств для радиолюбительских антенн от различных производителей. Это и OPEK, DIAMOND, TDR, Hy-Gain, DAIWA. Цены на них, надо сказать отличаются давольно сильно.



Многие радиолюбители находят альтернативу импортным повороткам, применяя старое военное неубиваемое железо, или самодельные варианты.

.

Еще одной полезной особенностью направленных антенн и поворотных редукторов, является возможность отстройки от помех, например идущех с какого либо направления.

Минский АВТОКАНАЛ, это радиоканал автолюбителей, объединенных одной идеей. 
Для всех, кто хочет общаться между собой, стоите ли вы в пробке, двигаетесь по трассе, хотите о чём-то кого-то предупредить, попросить о помощи, узнать о состоянии на дороге и наконец просто пообщаться с участниками дорожного движения

Чтобы общаться в Автоканале нужны:

1. Радиостанция (рация) гражданского диапазона (CB - СиБи от английского Citizens Band или 27 МГц.)
2. Антенна этого же диапазона



Нижний ценовой диапазон Оптимальное соотношение цена/качество
Megajet 200  Yosan 2204
Canva 268 Megajet 400 
President HARRY II  Yosan Stelth 5
Не для скромных


Megajet 3031


Yosan TURBO 3031


Albrecht AE 6890




При выборе автомобильной антенны следует обратить внимание на два основных параметра: длину штыря и способ крепления антенны

Штырь длиной 1/4 длины волны считается самой простой и эффективной штыревой антенной. Для частоты гражданского диапазона 27 МГц. длина волны составляет 11 метров. Четверть, соответственно, 275 см. Конечно, ездить с такой удочкой, за частую, не представляется возможным. По этому штырь укорачивают, заменяя эту часть катушкой, расположенной у основания антенны. Длина штыря промышленно выпускаемых антенн обычно лежит в пределах 62 - 210 см.

Примеры некоторых антенн

Модель антенныДлина штыряФотоХарактеристика пользователей
Sirio T3 2763 см.меня слышно пока видно
Lemm Z 2000 AT 1200140 см.золотая серединка
Sirio Hi-Power 4000 N203 см.слышу всех

По способу крепления антенны делятся на врезные и на магнитном основании. Последние часто и ошибочно называют магнитными. На самом деле магнитная антенна представляет собой ферритовый сердечник на котором намотана медная проволока. Такие антенны широко применялись в радиоприёмниках длинных и средних волн.

Главное преимущество антенны на магнитном основании заключается в лёгкости снятия/установки. Такая антенна + радиостанция с питанием от прикуривателя позволит оснастить автомобиль связью менее чем за 10 минут. 
Недостатком антенн на магнитном основании является отсутствие электрического контакта в месте установки антенны, что, теоретически, ухудшает её параметры. Практически разницы между антенной на магните и врезной при одинаковой длине штыря вы вряд ли ощутите. 

Врезная антенна может устанавливаться не только в отверстие на крыше авто. Для их крепления существуют так же различные кронштейны, которые в свою очередь могут быть установлены на водосток, багажник или зеркало.
Основное преимущество врезной антенны перед антенной на магните в том, что её не сдует на высокой скорости. 
Недостатки: необходимость гидроизоляции и прокладки кабеля по салону (при установке антенны на крыше авто)

Идеальным местом установки антенны является центр металлической крыши автомобиля. Все остальные варианты так или иначе ухудшают параметры работы антенны. В основном на передачу.

Для установки антенн часто применяются кронштейны, которые являются компромисом для тех, кто не готов сверлить крышу.
Основные, наиболее часто применяемые типы креплений:
1. SIRIO KF Black Кронштейн для крепления антенны на крышку багажника. Прочный, надежный, но в отличии от российского аналога ( EURO SUPORT), все болты у него под "шестигранник", а это менее удобно. После длительной эксплуатации болты под шестигранник сложнее открутить/закрутить.

2. Lemm SP S Кронштейн для крепления антенны на крышку багажника. Позволяет регулировать наклон антенны в двух плоскостях. Имеет давольно широкое основание крепления, требующее большого участка ровной кромки багажника, из-за чего ставится не на всякий багажник.

3. Lemm TS-65 Кронштейн для крепления антенны на крышку багажника. Имеет самую узкую базу крепления. Ржавеет! Круглая площадка под кронштейном редко плотно прилегает к поверхности багажника, что неэстетично и приводит к тому, что под кронштейн набивается пыль, песок и т.д.

4. Lemm TS-64 Кронштейн для крепления антенны на крышку багажника. Имеет очень широкую базу крепления, поэтому нужен длинный и ровный участок кромки багажника. Не ржавеет, прочен. Небольшое расстояние под антенной, что не позволяет установить некоторые антенны (с разьемом типа LC).

5. ALAN SPS INOX Кронштейн для крепления антенны на крышку багажника. Регулировка наклона в двух плоскостях. Широкое основание крепления, требующее большого участка ровной кромки багажника, из-за чего ставится не на всякий багажник. Является аналогом Lemm SP S.

6. KF 110 Используется в крайних случаях, т.к. редко на дуге зеркала есть масса, очень неравномерная диаграмманаправленности. Не ржавеет, прочен.

7. GRONDA-27
Наклонное крепление.
Позволяет установить под наклоном любой тип мобильной антенны без необходимости просверливать отверстия в кузове. Резиновая присоска обеспечивает безупречное сцепление с крышей автомобиля.

Применение кронштейнов требует более внимательного отношения к герметичности узла подвода кабеля, т.к попадающие осадки и дорожные реагенты, могут приводить к окислам, нарушающим электрические контакты, а также разрушению кабеля. Так же необходимо следить за вводом кабеля в салон, поскольку он может быть поврежден при закрывании двери.

Грубо говоря коэффициент полезного действия системы станция-фидер-антенна, а также процесс получения максимального к.п.д. Зависит от частоты, т.е. на одной частоте, например в 20 канале сетки C оно хорошее, а в каналах 1 и 40 той же сетки C оно может быть плохим. Подстраивается длиной штыревой антенны или фидерного кабеля, или специальным согласующим устройством, по английски - матчером. В общем случае эквивалентное сопротивление на антенном разъеме станции (усилителя) 50 Ом. Эквивалентное сопротивление разных антенн существенно разное, от 30 до нескольких тысяч Ом. В фирменных антеннах уже сделано конструктивное согласование, самоделки лучше подключать через матчер, но поскольку сопротивление антенны зависит еще и от местных условий, любую антенну надо подстраивать на месте.
Матчер- в простейшем случае П-контур состоящий из катушки индуктивности и двух переменных емкостей. Подстраивая эти емкости можно изменять входное и выходное комплексное сопротивление этого четырехполюсника, чем и достигается согласование.

Коэффициент стоячей волны - мера согласования. Бывает от 1 (идеал) до 3 (плохо, но работать можно), 4...5 - работать не рекомендуется, может оказаться и больше. Измеряется специальным прибором - КСВ-метром. Примерная стоимость- от 15 $.

В теории распространения радиоволн, а именно касательно распространения радиоволн в волноводе (в нашем случае это антенный коаксиальный кабель) принято оперировать понятиями «бегущая волна» и «стоячая волна».

Стоячая волна образуется в волноводе в результате сложения падающей волны и отраженной от нагрузки на конце волновода (в нашем случае это антенна). Режим стоячей волны достигается при условии максимального отражения сигнала на конце линии передатчик-антенна. В следствие такого сложения в волноводе образуются статические максимумы и минимумы напряженности поля, т.е. сложение мощностей отраженного и падающего сигнала образует неравномерное распределение напряженности поля по всей длине волновода (кабеля) .

Формула КСВ для общего понимания:

КСВ= (Pпад+Pотр)/(Pпад-Pотр)

Здесь рассматривается ВЧ-сигнал в волноводе (антенном кабеле) , где Pпад – мощность падающей волны, а Ротр – мощность отраженной от нагрузки (антенны). Таким образом, максимальное значение КСВ достигается при максимальном значении мощности отраженного сигнала.

В нашем случае важно, что бы вся мощность уходила в антенну, а не обратно в волоновод (кабель), т.к. мы используем обычную штыревую антенну, которая и является излучателем радиосигнала.

Говоря простым языком, для нас важен режим бегущей волны, в котором сигнал не должен «задерживаться» на линии передатчик-антенна, а должен без искажений и потерь попадать в наш с вами эфир. Т.е. мощность отраженного сигнала от нагрузки (антенны) (Ротр) должна быть минимальна и стремиться к нулю, т.е. значение КСВ должено стремиться к 1, т.к. в числителе и знаменателе формулы остается только Рпад.

Или можно сказать по-другому, в нашем случае важно максимальное значение КБВ – коэффициента бегущей волны, которой имеет простую формулу расчета:

КБВ=1/КСВ

Однако, на практике принято оперировать понятием КСВ, т.к. эти коэффициенты обратно пропорциональны и их зависимость проста и очевидна.

Средние значения потерь мощности при значении КСВ:
-0% - 1
-2% - 1,3
-3% - 1,5
-6% - 1,7
-11% - 2
-25% - 3
-38% - 4
-70% - 10.

Настройка антенны по минимальному значению КСВ лишь косвенно говорит о том, что она настроена, при этом не факт, что она действительно настроена и будет нормально работать. Единственно что можно сказать точно - рация будет работать в безопасном режиме и выходной каскад не подгорит.
Для настройки антенны можно воспользоваться недорогим прибором, а именно КСВ-метром. Как же пользоваться этой недорогой и маленькой коробочкой называемой КСВ-метр или по английски SWR-meter?

Для начала надо поставить автомобиль подальше от стен знаний и больших металлических предметов, обязательно закрыть двери ( открытые двери реально влияют ).
Затем, ставим прибор в разрыв антенного кабеля, точнее соединяем коротеньким кабелем, например 60 сантиметров, разъём рации с разъёмом RTX прибора, а антенну подключаем к разъёму ANT на приборе. Обратите внимание, эти надписи обычно располагаются спереди прибора, а не на задней стенке рядом с разъёмами!



Далее включаем рацию и выбираем на ней канал, на котором будем чаще всего работать на передачу.
Выбрав канал, приступаем к настройке. Если Ваша рация допускает переключение в режим пониженной мощности, то можно переключить её в этот режим.

Сам замер производится в два приёма:

1. Переключаем на приборе переключатели в положения один в FWD второй в SWR. Включаем на рации передачу(нажимаем на тангенту) смотрим на шкалу прибора и ручкой регулировки ставим стрелку на последнюю максимальную отметку, а именно в конец шкалы. Не за шкалу, а именно на эту отметку, отпускаем тангенту.

2. Переводим один переключатель из положения FWD в положение REF. Снова включаем рацию на передачу и считываем показания со шкалы.

На листе бумаги записываем показания, при этом и номер канала и сетку и значение. Переключаем рацию на 10 каналов вверх и повторяем замер по той же технологии. То есть выполнив операции п.п.1. и п.п.2. считываем показания и снова записываем канал, сетку, значение КСВ. Переключаем ещё на 10 каналов вверх и повторяем замеры и записываем. Желательно провести 5-6 таких замеров от нужного канала вверх. После этого повторяем замеры от нужного нам канала вниз, точно так же 5-6 замеров. Если результат замера более 5 в любой из моментов измерения то замеры дальше не производят. Ну например провели Вы замер в нужном канале, переключились на 10 вверх и там считали показание например 4, а переключившись ещё на 10 каналов вверх показания будут 5 или более, то пишите 5 и более замеров в ту сторону проводить не надо, это бессмысленно.

Теперь самое сложное, понять что делать с антенной. Как это сделать, а очень просто. Прям на коленке можно построить график. Провести линию на листе снизу и подписать через равные промежутки все те каналы, которые мы мерили, слева вертикально, тоже через равные промежутки подписать цифры 1; 1,5; 2,0; 2,5; 3,5; 4,0; 5,0. У Вас получится некий график. Вот парочка примеров, которые показывают что разные антенны могут иметь очень разные графики.

У Вас может получиться вот такой график:

График характерный для длинной антенны.
Так же он может быть и другого вида, например такой:
График характерный для короткой антенны.

У Вас возможно и не получится таких графиков, а будет лишь одно плечо параболы, правое или левое. Это не так уж и важно.

Задача настройки заключается в приведении минимума значения КСВ на интересующий Вас канал.

Замеры можно делать без записи и очень быстро. Если у Вас хорошая память, то хорошо, можете запоминать цифры. Если память подводит или просто лень запоминать, то и этого делать не надо. Сначала быстро и примерно так же прогоняют по каналам и только смотрят показания, при этом используют тот же самый шаг - 10 каналов. Задача промеров - тупо найти где КСВ минимален. При его нахождении смотрят где он и делают пару замеров вверх и пару вниз от этого минимума. Делается это для того чтобы убедится что КСВ и вверх и вниз от этого канала увеличивается. То есть мы примерно попали в минимум. Вот теперь включите память и запомните тот канал и сетку где этот минимум, это единственное что нам понадобится.
А теперь смотрим что надо сделать со штырём как в предыдущих примерах. Если минимум ниже чем нам надо(левее по графику) то штырь задвигают в основание, если выше чем нам надо(правее по графику) то выдвигают. Опять быстро и таким же способом находят где этот минимум. Теперь надо вспомнить где был минимум до этого, смотрим куда и насколько он сместился, понимаем что движемся в правильном направлении или например проскочили нужный канал(бывает и такое это нормально). Корректируют еще раз и смотрят. Повторяют данную операцию необходимое количество раз. В худшем случае обычно хватает пяти-шести таких операций и 15 минут времени. В лучшем одного-двух и пары минут.
В случае когда штырь полностью задвинут и уровень минимума находится в каналах ниже чем необходимо, то тогда откусывают верхнюю часть штыря, но не более чем на 1 сантиметр каждый раз и не более 5-6 сантиметров вообще, если надо резать больше это говорит о том что где-то что-то не так. Резать штырь надо только убедившись, что график КСВ действительно правильный. Обязательно сделайте несколько замеров вниз и убедитесь что пройдя минимум КСВ начинает увеличиваться. Если не уверены или сомневаетесь, сделайте более внимательные замеры через каждые 5 каналов или менее. Так же убедитесь что КСВ менее 2-х, а лучше 1,5 в том минимуме, иначе Вы рискуете отрезать штырь и потом ломать голову как сделать его длинней.

Ну вот так вот это и настраивается быстро и практически не ломая голову. Вы думаете это всё? Нет не всё.

Теперь очень желательно сделать таки промеры с записью результатов. Их надо записать, а потом некоторые запомнить! Замеры помогут Вам определить КСВ до 2-х и до 3-х. Запомните каналы и вверх и вниз с каких моментов значение КСВ будет выше 2-х и выше 3-х. Вот эти четыре значения Вам надо помнить всегда! Знать это нужно для того чтобы не выходить за пределы этих каналов. Почему 2 и почему 3. Всё просто, если потом Вы поставите усилитель то он может выйти из строя при значении КСВ более 2-х, а если Вы не используете усилитель, то радиостанция терпит чуть больше, для неё критично значение более 3-х. Но вообше желательно не работать на каналах где КСВ более 2-х. То есть помнить придётся всего два значения за пределы которых при передаче выходить нельзя.

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Если на борту установлен усилитель, то он при замерах должен быть отключён от питания и от разъёмов антенны, например будет удобно воспользоваться прибором для измерения как раз включив его вместо этого усилителя. Не измеряйте КСВ антенны если усилитель подключён к антенне, это во-первых ничего не даст, а во вторых на не настроенной антенне пользоваться усилителем крайне опасно для него - он может сгореть. При этом сгорит он до того как Вы узнаете что значение КСВ было за пределами допустимого.

ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ.

В случае если увидеть нормальные значения КСВ не получается, то это говорит о неправильной установке антенны.
Например КСВ «5» и выше, говорит о том, что Ваша антенна не работает. Причиной этого может быть обрыв кабеля, обрыв в катушке антенны, а также попадание внутрь антенны влаги, пыли и грязи. Если у Вас KCB во всех сетках от»5» и меньше чем «2.5» не опускается то с начала нужно проверить, есть ли надежный контакт антенны с кузовом.
Если Вы все проверили и контакт с кузовом надежный, то скорее всего проблема с кабелем и Вам нужно его заменить, так как скорее всего он сгнил, хотя тестером он может нормально прозваниваться. Но его однозначно надо менять.
Кабель обычно применяется RG-58 его волновое сопротивление 50 Ом. Длина кабеля для врезных антенн может быть любая и не должна влиять на работу антенны. Так же не рекомендуется сворачивать кабель колечками, лучше его проложить нормально, исключив образование колец из кабеля.
Для антенн на магнитном основании длину кабеля менять нельзя!!!
Также, может быть и такое, что Ваша антенна вообще не предназначена для использования на тех частотах, куда Вы пытаетесь ее настроить, или Вы пытаетесь настроить антенну на СВ диапазон, прибором который предназначен для проведения измерений в других диапазонах частот.
Есть еще много тонкостей , но это уже практика.

Дополнительные усилители мощности не сертифицированы и не разрешены. Многие пользователи все-таки применяют их на свой страх и риск, так как повышается надежность и дальность связи, даже в условиях сильных помех. Мощности могут достигать 50-200, что позволяет увеличить радиус устойчивой связи увеличивается в 2-3 раза. Однако, применение дополнительных усилителей мощности, требует подбора антенны по входной мощности.
По Регламенту радиосвязи, в случае угрозы жизни человеку, когда промедление недопустимо, разрешается использовать любые средства радиосвязи для спасения жизни.

Но помни: лучший усилитель - это хорошая антенна!

Излучение передатчика Си Би диапазона ( длинна волны 11 метров) с мощностью 10 Ватт, опасности для здоровья человека не представляет.
Как известно, биологический вред от радиочастотного излучения растет пропорционально квадрату частоты излучения. И даже установленный усилитель не даст Вам такого вреда, какой будет от портативки на диапазоне 70 см. возле рта, или мобильного телефона возле уха.

Обычно под дальностью связи понимается максимальное расстояние, на котором обеспечивается обмен информацией между приемником и передатчиком с заданным качеством.
На дальность радиосвязи оказывает влияние:
- искривление земной поверхности.
-солнечная активность.
- атмосферные явления.
- рельеф местности.
- чувствительность приемника.
- мощность передатчика.
- высота расположения антенны.
- эффективность антенно-фидерного тракта.
- в городах ещё и железобетонные здания и промышленные помехи.
Приблизительная дальность радиосвязи:

Добавил: Андрей (Kosmonaft)

Очень многих радиолюбителей и простых пользователей радиостанций, и не только СиБи диапазона, жалуются на помехи приему.
Собственно, хотелось бы разобраться в этом вопросе окончательно, взвесить все за и против, и найти решение этого вопроса.

Итак, помехи и соответственно источники этих помех бывают различные. Надо различать два основных типа помех:
- «природные»
- «индустриальные»

1. Естественные или природные помехи.

Иногда, за «проблему» принимаются помехи природного происхождения, такие как:
- помехи от грозовых разрядов;
- помехи от снега или песка, перемещаемых ветром в сухую погоду.
Объяснить природу естественной помехи можно просто - все, что связано «с природным электричеством»,
будет слышно в рации. "Защиты" от подобных помех нет, если не считать выключение радиостанции.
Сменится погода и естественная помеха пройдет.

2. «Индустриальные помехи» или помехи от электрооборудования ВНЕ автомобиля.

Бывает, обращают внимание на помехи от высоковольтных линий. В этом случае - все так же просто, как и при "естественных причинах" помех. Высоковольтные линии "теряют" в окружающее пространство энергию, соизмеримую с энергией молнии, поэтому рядом с ними в эфире так шумно.

Кроме электроэнергии, по высоковольтным линиям передается информация (телеметрия), что также может создавать помеху приему.
После того как Вы проедете мимо ЛЭП, помеха приему исчезнет.

Иногда, в радиостанции слышны помехи «от шин» при движении автомобиля по сухому асфальтовому покрытию. Для борьбы с этой помехой применяются различные способы, в том числе антистатические порошки в полости шины.

3. Искусственные или "злонамеренные помехи".

Существование "злонамеренной" природы радиопомех не стоит даже отрицать.
Замечено, что рядом с населенными пунктами в которых преобладает "материально обеспеченное" население, радиосвязью стало пользоваться проблематично.
Аналогичные помехи часто слышны в эфире при разъезде с «эскортами» высокопоставленных особ. Возможно, в этом случае применяется система подавления радиоуправляемых фугасов и пр. Но эта помеха временная, и при разъезде с картежем помеха исчезнет.

3 (а) "Псевдо- искусственные помехи"

Часто, в эфире слышны "странные звуки" - Вам кажется, что кто-то пользуется рацией на передачу (постоянно нажимает тангенту)
Вы не ошиблись, но это не "новый вид помехи" - таким образом может звучать в эфире радиооборудование "эконом класса" других водителей.

Перечислим по порядку источники эфирных «свистов и хрипения»:

- Первыми из "постановщиков проблем" безусловно являются исправные «Польско-Белорусские» рации с исправными антеннами;
Причина – стандарт частоты этих станций (в "нолях") не соответствует общепринятому в России, то есть "пятеркам".

- Вторыми по проблемности являются исправные "только FM" рации, которыми комплектуются Европейские тягачи.
Причина- у нас повсеместно для связи на трассах используется модуляция АМ.
И многие пользователи Автоканала г. Минска 7 FM, сразу замечают помеху, если мимо проходят дальнобойщики тоже на канале №7, но с модуляцией АМ.

- Третьи на очереди -исправные (пока не сгорел передатчик) рации "в пятерках", но с неисправной антенной или электропитанием;
Причина №1 - просадка (снижение) напряжения питания при работе рации в режиме передачи (диаметр проводки, окислы...);
Причина №2 – передача мощности рацией «в никуда» вместо исправной антенны. В ста процентах случаев, эксплуатация рации в
режиме передачи с неисправной антенной приведет к выгоранию передатчика, и не только его.

4. Новой проблемой в эфире стали контрафактные (поддельные) рации.
На слух такие помехи звучат как «злонамеренные», но причина их появления вполне естественная. Это - пресловутый человеческий фактор или желание сэкономить, а попросту - обычная алчность. Одни из водителей «забыли перестроить» рацию в Россию, другим жалко денег на антенну. Третьи – сэкономили на покупке рации и нашли-таки недорогую и красивую, которая оказалась подделкой.

Многим все равно, как они слышат и как слышно информацию, которую они передают.

Существует еще один вид помех, который все-таки поддается лечению хоть как то.

4. Помехи от штатного электрооборудования автомобиля.

И вот практически все из них, хорошо и подробно, на мой взгляд, рассмотрены в статье компании "УРАЛРАДИО", официального дилера компании «Motorola». Здесь максимально полно приведена информация о проблеме, "симптомах" проявления, природе ее возникновения и способах борьбы с ней.
Далее полная цитата с сайта.

Снижение шумовых помех.

1.0 Введение

Помехи, создаваемые электрооборудованием автомобиля, а также шумом окружающей среды, способны оказывать негативное влияние на нормальную работу мобильных радиостанций. Удовлетворительная работа мобильной радиостанции конкретного автомобиля может потребовать незначительного или значительного сокращения уровня шума в зависимости как от относительной мощности требуемого радиосигнала, так и возможности данной радиостанции осуществлять подавление нежелательного шума. Эти требования различаются для разных автомобилей в зависимости от типа автомобиля и требуемого радиуса действия аппаратуры.

Перед попыткой реализации любых процедур шумоподавления следует определить источник(и) шума.

ВНИМАНИЕ! Запрещается устанавливать шумоподавляющую аппаратуру в автомобилях, оборудованных электронными системами зажигания, без предварительной консультации с производителем данной модели автомобиля, Установка некоторых элементов системы шумоподавления может отрицательно сказываться на функционировании электронных систем зажигания и привести к серьезному повреждению этих систем.

При выявлении и устранении источников помех следует соблюдать осторожность и терпение. Источников помех может быть несколько, причем каждый из них может быть несколько сильнее или слабее по сравнению с другими. Устранение одного источника помех может показаться неэффективным, поскольку другой источник помех остается неустраненным и действует практически с таким же уровнем сигнала помехи. Предполагается, что содержащаяся в Руководстве по эксплуатации данной модели автомобиля информация может быть использована при определении тех средств шумоподавления, которые реализованы фирмой-производителем при установке встроенной автомобильной АМ, АМ/FM или СВ-радиоаппаратуры. Указанная радиоаппаратура также подвержена воздействию электрических шумовых помех, и фирма-производитель может устанавливать шумоподавляющие устройства только на тех автомобилях, которые комплектуются радиоаппаратурой в процессе производства. Указанный шумоподавляющие устройства следует устанавливать при первой возможности в целях подавления шумов.

1.1 Источники шумов

На качество работы мобильных радиосистем оказывают влияние источники трех основных категорий шумов: 1) шум паразитного излучения, 2) кондуктивный шум и 3) наведенный шум. (Типовые источники шума в автомобиле показаны на Рис. 2-1).



1.2 Шум паразитного излучения

Сигнал шума паразитного излучения поступает в радиоаппаратуру через антенну вместе с полезным сигналом и может блокировать связь или в значительной степени ухудшить качество связи. Данный шум может быть сформирован линиями электропередач, флуоресцентным осветительным оборудованием, а также разрядами накопленного статического электричества, систем зажигания или электрических двигателей. Шум паразитного излучения является наиболее распространенной причиной помех в мобильной радиостанционной связи.

1.3 Кондуктивный шум

Сигнал кондуктивного шума попадает в радиоаппаратуру через те точки, в которых радиоаппаратура соприкасается с системой электрооборудования автомобиля, например, кабели аккумуляторной батареи, переключатель зажигания, шасси заземления и т.д. Этот сигнал может быть сформирован электрическими переходными процессами, работой электрических двигателей, некачественным заземлением, а также некачественной фильтрацией сигналов системы электрооборудования (от генераторов переменного тока, стабилизаторов напряжения или разряженных аккумуляторных батарей).

1.4 Наведенный шум

Сигнал наведенного шума попадает в радиоаппаратуру в тех местах, где тракт прохождения радиосигнала находится вблизи других сигнальных трактов автомобиля. Протекание электрического тока по стандартным цепям автомобильной системы электрооборудования может привести к наведению нежелательных сигналов шума в кабелях радиостанции (и ухудшить качество связи) просто из-за того, что электропроводка обладает свойством реализации псевдотрансформаторного эффекта в условиях отсутствия реального физического контакта.

2.0 Работа стандартной системы зажигания

Чтобы снизить уровень помех от системы зажигания автомобиля, требуется знать принцип действия этой системы.
Система зажигания бензинового двигателя предназначена для поджига смеси паров бензина с воздухом в цилиндрах двигателя. Данная система состоит из аккумуляторной батареи, распределителя зажигания, контактов прерывателя, катушки, конденсатора и свечей зажигания. Аккумуляторная батарея представляет собой единственный источник электрической мощности в автомобиле, поэтому напряжение разряженной аккумуляторной батареи должно быть увеличено до более высокого уровня, необходимого для формирования электрической искры между электродами свечей зажигания. Эта искра поджигает газовую смесь.

В стандартной системе зажигания (Рис. 2-2) механический выключатель (кулачок и контакты распределителя зажигания) размыкают первичную цепь катушки зажигания, и во вторичной цепи формируется высокий уровень напряжения. Этот высокий уровень напряжения синхронизируется и подается на каждую свечу зажигания через распределитель зажигания.



Аккумуляторная батарея подсоединяется к первичной обмотке катушки через выключатель зажигания. Первичная цепь замыкается на аккумуляторную батарею через контакты прерывателя, которые шунтированы конденсатором. В нормальном состоянии эти контакты замкнуты. При повороте двигателем оси кулачка его выступы или углы размыкают и замыкают контакты абсолютно синхронно перемещению поршня в каждом цилиндре.

При установке выключателя зажигания во включенное положение и замыкании контактов прерывателя ток в первичной цепи катушки увеличивается со скоростью, определяемой индуктивностью катушки.

При размыкании контактов прерывателя величина тока первичной цепи уменьшается, и за счет эффекта самоиндукции в первичной цепи формируется электродвижущая сила, многократно превосходящая напряжение аккумуляторной батареи. Высокий уровень напряжения, индуцированный во вторичной цепи катушки, обеспечивает формирование искры на проводе в промежутке между вращающимся распределителем зажигания и свечой зажигания, а затем в искровом промежутке свечи зажигания в течение непродолжительного интервала времени размыкания контактов прерывателя. Наличие конденсатора снижает интенсивность искрения контактов.

Вторичная цепь катушки зажигания, включая вращающийся искровой промежуток распределителя зажигания, представляет собой основной источник помех системы зажигания. Индуктивность провода и паразитная емкость образуют резонансный контур. Поскольку разряд данной цепи осуществляется на незначительном по величине сопротивлении (ионизированный искровой промежуток), данная цепь имеет склонность к формированию колебаний. Частота и амплитуда колебаний изменяются в зависимости от текущих изменений искрового промежутка.

3.0 Выявление источников шума

Выявление источников шума представляет собой основную процедуру процесса шумоподавления, поскольку после идентификации источника шума решение становится очевидным. Логически обоснованная процедура является ключом к успеху в деле подавления шумов.

Применяйте имеющееся в вашем распоряжении оборудование максимально эффективным способом. Петля съема сигнала, выполненная из провода диаметром около одного дюйма, может быть подсоединена к портативному радиоприемнику, работающему в диапазоне персональной и служебной радиосвязи, или мобильной радиостанции, работающей на частоте, близкой к частоте установленной радиостанции, но от изолированного источника питания. Петлю съема сигнала можно перемещать по автомобилю, используя радиоприемник в качестве детектора шума излучения. Убедитесь в том, что петля съема сигнала обладает достаточной изоляцией для предотвращения непосредственного соприкосновения входного разъема радиоприемника с участками высокого напряжения в системе зажигания автомобиля. Неполярный развязывающий конденсатор с прочно прикрепленными пружинными зажимами типа "крокодил" может применяться в процессе выявления методом проб и ошибок тех участков электрической цепи, которые требуют дополнительной фильтрации сигнала. Более высокие результаты шумоподавления достигаются при наличии укороченных выводов конденсатора. Керамические дисковые конденсаторы не являются в такой же степени удобными и эффективными в использовании, как автомобильные коаксиальные конденсаторы.

Некоторые помехи обусловлены географическим положением и не подлежат устранению в мобильных радиостанциях, поскольку автомобиль может отъехать от источника шумовых помех. Шумовые помехи от линий электропередачи, флуоресцентных осветительных устройств и других автомобилей (являющихся источниками высоких уровней шума паразитного излучения) представляют собой примеры шума, обусловленного местоположением. Не следует пытаться подавить шумовые помехи в автомобиле, находящемся в зоне действия шума. Если вы предполагаете, что ваше положение совпадает с зоной действия шумовых помех, следует просто выключить в автомобиле все устройства, кроме радиоприемника, и прослушать оставшийся шум окружающей среды.
Если уровень данного шума является неприемлемым, вам необходимо провести мероприятия по подавлению шума в автомобиле в период действия менее интенсивного уровня шума, либо в другом, более спокойном месте.
Проверить установленную радиостанцию на наличие кондуктивного и наведенного шумов с помощью немодулированного сигнала генератора, подавая неискаженный высокочастотный сигнал по коаксиальному кабелю непосредственно на антенный разъем радиоустановки. Эта процедура должна блокировать поступление сигнала шума излучения в приемник и компенсировать кондуктивный наведённый шумы. Убедитесь в том, что генератор сигнала не является генератором микрофонного типа и расположен на удалении от зоны действия шумов двигателя и выхлопной трубы.

Поработайте ручками управления вентиляторов, нагнетателей воздуха, двигателей оконных стекол, выключателями фар, сигналов поворота, стеклоочистителей и т.д. и прослушайте наличие шума в принимаемом радиосигнале. Это позволит выявить источник шумовой помехи. Некоторые источники шума не могут включаться и выключаться по желанию оператора. Такие источники должны выявляться постепенно методом проб и ошибок..., "завывающий" синхронный генератор, стабилизаторы напряжения, электрический топливный насос и др. Следует помнить, что наведенный шум может быть обусловлен слишком близким расположением проводов радиостанции к другим проводам автомобиля. Эта проблема наиболее легко разрешается при правильной прокладке кабеля в процессе установки аппаратуры.

Источники шума паразитного излучения должны выявляться после подавления в удовлетворительной степени кондуктивного и наведенного шумов. Система зажигания автомобиля обычно является основным источником указанных помех. В некоторых случаях критичную роль может играть место расположение антенны. Следует помнить, что разряды статического электричества формируют шум статического разряда или паразитного излучения и, вероятно, будут оказывать влияние только при движении автомобиля. Поскольку шумовые радиопомехи от паразитного излучения наиболее заметны в зонах слабого полезного сигнала, можно предположить, что процедура подавления закончена, если слышится слабый сигнал "на частоте". (Схема автоматической регулировки громкости должна быть включена, чтобы можно было услышать даже самые слабые сигналы.)

4.0 Методы шумоподавления

4.1 Общие сведения

Существуют три основных метода шумоподавления. Первый метод заключается в установке дополнительного резистора в цепях, склонных к формированию переходных процессов. Этот метод применяется для высоковольтного кабеля катушки зажигания, проводов свечей зажигания и свечей зажигания. Второй метод заключается в фильтрации сигнала шума от низковольтных проводников за счет применения коаксиальных развязывающих конденсаторов. Третий метод заключается в управлении процессом разряда статического электричества с помощью применения контактных щеток для таких подвижных узлов, как автомобильные капоты и крышки багажника, либо гибких заземляющий перемычек для неподвижных узлов. Статическое напряжение на колесах может сниматься также с помощью токособирательных контактных колец. Ниже обсуждаются процедуры применения каждого из указанных методов.
В выпущенном фирмой-производителем Руководстве по эксплуатации автомобиля также может быть представлена информация, необходимая для любой 1-ой попытки подавления шума.

4.2 Помехи от системы зажигания

4.2.1 Техническое обслуживание и регулировка двигателя

Наиболее важной процедурой снижения уровня шума от системы зажигания является подтверждение правильности регулировки двигателя. При наличии существенных помех от системы зажигания следует обратить особое внимание на следующие моменты:
1. Проверить состояние свечей зажигания, контактов распределителя зажигания и конденсатора.
2. Проверить правильность синхронизации системы зажигания.
3. Проверить состояние крышки и ротора распределителя зажигания. Эти детали должны заменяться не реже чем через 30 000 миль пробега.
4. Убедиться в том, что провода свечей зажигания прочно и надежно закреплены с обоих концов и проложены как можно дальше от низковольных проводов.
5. Многие современные модели автомобилей оборудованы защитным экраном над контактами распределителя зажигания. Проверить правильность установки и надежность крепления этого экрана.

4.2.2 Помехи от катушки зажигания

Данный тип помех характеризуется наличием булькающего звука, наиболее заметного при работе двигателя на малых оборотах. Для подавления данного шума следует подсоединить 0,1-мкФ коаксиальный конденсатор между выводом катушки зажигания со стороны аккумуляторной батареи и заземлением автомобиля (см. Рис. 2-5). В этом случае шум распределителя зажигания не будет передаваться через клемму аккумуляторной батареи в систему электрооборудования автомобиля. Отметим, что в некоторых системах электронного зажигания вывод аккумуляторной батареи не подсоединен к катушке зажигания, вследствие чего работа такой системы может быть нарушена в случае шунтирования "входной" клеммы.



4.2.3 Помехи от распределителя зажигания

Данный тип помех характеризуется наличием булькающих звуков, присутствующих при работе двигателя на любых оборотах. Этот шум обусловлен процессом искрения между ротором и вкладышами крышки распределителя зажигания по мере поворота ротора. Для подавления этого шума следует с помощью высокоомного провода системы зажигания соединить катушку зажигания с крышкой распределителя зажигания.

4.2.4 Подключение аккумуляторной батареи

Кабель питания радиостанции может воспринимать сигнал шума, сформированный в автомобиле. Данный эффект может быть сведен к минимуму за счет подсоединения кабеля питания непосредственно к аккумуляторной батарее, а не к блоку предохранителей. Аккумуляторная батарея действует в качестве конденсатора большой емкости (около 1 Фарады для аккумуляторной батареи емкостью 50 ампер-час), который шунтирует сигнал наведенного шума. Вывод заземления аккумуляторной батареи следует надежно прикрепить к раме автомобиля. Протекание паразитных параллельных токов заземления может быть сведено к минимуму за счет использования рамы или кузова автомобиля в качестве контакта общего заземления. При необходимости управления работой радиостанции с помощью выключателя зажигания кабель питания радиостанции можно подсоединить к аккумуляторной батарее через реле, работа которого управляется выключателем зажигания.

4.3 Завывание синхронного генератора

Данный тип помех характеризуется высокотональным завыванием, частота которого изменяется в зависимости от числа оборотов двигателя. Коаксиальный конденсатор емкостью 0,5 мкФ может использоваться в целях шунтирования данного сигнала. В автомобиле с генератором указанный конденсатор подсоединяется к выводу якоря. Запрещается подсоединять конденсатор к выводу обмотки возбуждения. В автомобиле с синхронным генератором конденсатор подсоединяется к клемме аккумуляторной батареи (см. Рис. 2-6 и Рис. 2-7).




4.4 Помехи от регулятора напряжения

Данный тип помех характеризуется появлением шумов ритмичной генерации, частота которых весьма незначительно изменяется в зависимости от числа оборотов двигателя. Данный шум обусловлен искрением вибрирующих контактов прерывателя регулятора напряжения. Данный шум может быть подавлен при подсоединении 0,5-мкФ коаксиального конденсатора к выводам стабилизатора напряжения, ведущим к аккумуляторной батарее и якорю (см. Рис. 2-8).



ВНИМАНИЕ! Перед началом подсоединения компонентов к регулятору напряжения необходимо отсоединить клемму заземления аккумуляторной батареи.

4.5 Помехи от капота и крышки багажника

Данный тип помех характеризуется шумами неритмичной генерации. Он обусловлен наличием трения плохо заземленных деталей капота или крышки багажника автомобиля, вследствие чего происходит накопление статического электричества с последующим разрядом. Данный тип шума подавляется с помощью выпускаемого компанией Моторола Комплекта контактных щеток для капота и установочного оборудования (изделие Т( М8845 или TLN6252 в Комплекте шумоподавления), который обеспечивает электрическое заземление капота или багажника на корпус автомобиля, не мешая при этом их открыванию.

4.6 Другие электрические помехи

Ниже перечислены другие элементы электрической системы, способные создавать шумовые помехи. Подавление этих помех может быть реализовано при подсоединении 0,5-мкФ коаксиального конденсатора между источником помех и землей».
1. Провод между амперметром и аккумуляторной батареей
2. Датчики (масла, топлива, температуры)
3. Выключатель зажигания
4. Электрические лампочки (передние фонари, задние фонари, фонари специального сигнала и пр.)
5. Провода дополнительных устройств (электрический топливный насос, электродвигатель стеклоочистителей, двигатель вентилятора системы обогрева салона, двигатели оконных стекол и т.д.)

4.7 Статическое напряжение на колесах

За счет трения колес с покрытием дороги на передних колесах накапливается статическое электричество. Для подавления шумов от данного источника следует применять коллекторные кольца сбора статического электричества с колес.

4.8 Заземляющие перемычки

Статические заряды могут накапливаться на различных узлах и деталях конструкции автомобиля в случае отсутствия качественного заземления и становиться источником шумовых помех вследствие искрения. Данный тип помех подавляется посредством заземления конкретных узлов и деталей с помощью заземляющих перемычек шириной в один дюйм (и минимально возможной длины). Ниже показаны некоторые типовые точки, заземление которых может принести пользу. См. Рис. 2-9.

1. От блока двигателя к теплоизоляционной перегородке.
2. От блока двигателя к раме автомобиля в точках противоударного крепления двигателя.
3. От клеммы заземления аккумуляторной батареи к корпусу автомобиля.
4. От верхней поверхности А-образных рам передних колес, особенно при наличии резиновых деталей.



Уралрадио

Лично я добавил бы еще один пункт:

Помехи от нештатного электрооборудования автомобиля.

Очень часто в авто устанавливается электроника с питанием от 12 Вольт и 220 Вольт, которые часто становятся причиной помех приему раций. Почти все зарядные устройства сотовых телефонов и навигаторов, бытовые DVD, MP3 плееры, телевизоры, авто холодильники, преобразователи 12/ 220 Вольт ставят помеху приему не только в АМ, но и в FM, причем в очень широкой полосе частот.
В принципе, одного из этих устройств уже достаточно, чтобы рация перестала принимать.
Несколько же таких устройств, включенных через разветвитель прикуривателя, делают прием в АМ практически невозможным.

Отдельно стоит вспомнить и сказать про ПСЕВДО- КСЕНОН.
Имея желание улучшить внешний свет в темное время суток, а также внешний вид своего автомобиля, да и еще и подешевле, покупатели выбирают недорогой комплект "братьев наших меньших" (китайцев), так называемый "псевдо-ксенон".
На форуме онлайнера были неоднократные замечания по поводу помех от псевдо- ксенона. Да и сам я не раз наблюдал ту самую помеху. Особенно на трассе, когда опережает ГОНЩИК с калхозо- ксеноном, его отлично слышно через радиостанцию. Причем сразу шумодав (за исключением спектрального) открывается, и звук, по мере приближения авто усиливается, а после опережения постепенно уменьшается, до закрытия шумодава.
Причем помеха от некоторых автомобилей с таким оборудованием, прослушивается в радиусе 50-70 метров!!!

А после монтажа этого чуда техники непосредственно на автомобиль, может пропадать прием не только у рации, но и у магнитолы. Устраняются помехи приему в этом случае просто - "постановщик помех" возвращается продавцу. Помеха исчезает.
Или же наши радиолюбители (радисты Минского Автоканала 7FM) пытаются найти именно ту фирму производителя псевдо- ксенона, которая дает минимальную помеху приему.

И главное то, что такие производители есть, и они найдены.
Но об этом, возможно, они раскажут сами, так сказать из первоисточника, при условии наличия желания biggrin

В принципе, если есть личные наработки в вопросе избавления от помех, будем рады выслушать на нашем форуме.

Быть может, стоило бы отдельно сказать про фильтра, которые якобы улучшают качество приема и избавляют от помех.
Масса «сказок, легенд и народных преданий» связана с темой "фильтров"...
В Российском эфире 15-го канала многие слышали рекламу: "устранение помех приему, монтаж фильтров питания".
Если вернуться к первому упоминанию фильтров, можно вспомнить, что появились они с радиоприемниками на автомобилях в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века.
В те давние времена в автомобильных радиоприемниках, не было АМ и FM, а только ДВ и СВ. Провода зажигания, тогда были "чёрные", то есть без искрогашения. Именно для устранения влияния таких проводов радиоприему на Длинных и Средних волнах и предназначены были фильтры питания.
Поэтому никакого улучшения приема на рации, при установке фильтра питания не происходит, и не удивляйтесь этому, т.к.
1. чувствительность на прием у любой рации ВЫШЕ чем у магнитолы в сотни раз, поэтому рация слышит помеху, если помеха
есть;
2. Непосредственно сам «магнитольный» фильтр не предназначен для снятия помех приему рации, поэтому он и не помогает.
Кроме того, в КАЖДОЙ, даже "контрафактной" рации, есть собственный фильтр от помех по цепям электропитания.

Не надо слушать бред торгашей, не стоит тратить время и деньги на лечение симптомов. Устраняйте непосредственно причины помех.

При распайке ВЧ разъема PL 259, на кабеле автомобильной или стационарной антенны, можно руководствоваться следующей инструкцией:

Если случайно, по какой либо причине, был поврежден ВЧ кабель от антенны к радиостанции, его можно восстановить. Но при этом следует помнить, что любое соединение даст потери полезного сигнала. Именно поэтому, лучше по возможности заменить поврежденный кабель на новый, или использовать для стыковки один из следующих способов, хотя бы на время.

Наиболее эффективен способ соединения кабеля с помощью ВЧ разъемов и переходника. В данном случае например, используются два ВЧ разъема PL-259, и соединитель- переходник PL-258.




При применениии этого способа соединения кабеля, потери полезного сигнала будут минимальны.

Если Вы случайно повредили кабель в дороге, можно попробовать следующий способ соединения кабеля:

Разрезаем и снимаем внешнюю изоляцию с кабеля.
Отгибаем экран и зачищаем центральную жилу.
Максимально плотно скручиваем вместе центральные жилы.
Должно быть примерно так (желательно пропаять).
Изолируем соединение центральных жил изолентой.
Восстанавливаем внешний экран (желательно пропаять).
Восстанавливаем внешнюю изоляцию.

Данный способ соединения является временным, хотя и обладает незначительными потерями. Но для открытых мест этот способ не особо подходит, т.к. со временем, возможно попадание влаги или дорожных реагентов внутрь соединения, что приведет к значительному увеличению КСВ и потерям сигнала.

Максимально вежливо и корректно !!!

Подождать пока в канале будет окончен разговор и только потом начинать говорить. Всегда придерживайтесь правила: сначала назвать позывной вызываемой станции, потом свой: "XXXXX, Я - YYYYYY. Прием!" В этом случае сразу понятно кто и кого вызывает. Ошибочно называть только позывной вызываемого кореспондента или называть только свой позывной.

Если есть крайняя необходимость прервать разговор кореспондентов, в паузе (только в паузе!) нужно сказать "Брек!" и назвать свой позывной. Если вас услышали, то вам ответят. Hе надо пользоваться этим приемом часто или только для того, что бы узнать как Вас слышно. Для этого лучше дождаться окончания разговора и вызвать одного из кореспондентов. При ведении переговоров, и обязательно при окончании, нужно назвать свой позывной - тогда Вас всегда могут запомнить и позвать.

Сетка - диапазон частот, вмещающий 40 каналов.
Работой радиостанции управляет микропроцессор, образуя 40-канальную сетку частот. Во всем мире используется, как у нас говорят, ЕВРОПЕЙСКАЯ сетка частот, т.е. частота всегда оканчивается на цифре 5. Так называемая РОССИЙСКАЯ сетка частот оканчивается на цифре 0, т.е. сдвинута на 5 кГц вниз по отношению к ЕВРОПЕЙСКОЙ.
Для пpимеpа:
ЕВРОПЕЙСКАЯ СЕТКА "С" (мГц)

1 - 26.965 11 - 27.085 21 - 27.215 31 - 27.315
2 - 26.975 12 - 27.105 22 - 27.225 32 - 27.325
3 - 26.985 13 - 27.115 23 - 27.255 33 - 27.335
4 - 27.005 14 - 27.125 24 - 27.235 34 - 27.345
5 - 27.015 15 - 27.135 25 - 27.245 35 - 27.355
6 - 27.025 16 - 27.155 26 - 27.265 36 - 27.365
7 - 27.035 17 - 27.165 27 - 27.275 37 - 27.375
8 - 27.055 18 - 27.175 28 - 27.285 38 - 27.385
9 - 27.065 19 - 27.185 29 - 27.295 39 - 27.395
10 - 27.075 20 - 27.205 30 - 27.305 40 - 27.405

Для "pоссийской" сетки соответственно последняя цифpа "0".
Например, 7 канал Европейской сетки имеет частоту 27,035 мГц ( 7сЕ) , а этот же канал в Российской сетке- 27,030 мГц (7сR), то есть на 5 кГц ниже.

Существуют еще сетки A, B, C, D и т.д. но в различных станциях названия сеток могут отличаться. Например, радиостанции МАЙКОМ, Yosan, MJ-3031 работающие в сетке "С", имеют полосу частот от 26,965 мГц- 27,405 мГц, а радиостанции Dragon и ALAN, при этом же диапазоне частот, работают в сетках "Е" и "D" соответственно.


Шаг между каналами составляет 10 КГц, однако в виде исключения каждая сетка содержит 5 так называемых "дырок", т.е. шаг между каналами 3 и 4, 7 и 8, 11 и 12, 15 и 16, 19 и 20 составляет 20 КГц во всех сетках. В этих дырках могут работать лишь продвинутые аппараты, которые умеют "ходить" не только по каналам, но и по частоте.

В Си-Би используется три вида модуляции:
- AM (amplitude modulation, амплитудная модуляция);
- FM (frequency modulation, частотная модуляция);
- SSB (single sideband, однополосная модуляция).
Максимальная дальность связи при использовании АМ и FM модуляции практически одинакова. Большинство российских пользователей Си-Би диапазона используют FМ-модуляцию, обеспечивающую наиболее качественное звучание (если сигнал корреспондента достаточно силен). На предельной дальности связи разборчивость при использовании АМ модуляции может оказаться лучше, чем при FM — модуляции. Использование FM-модуляции позволяет подавить большинство видов помех, которые носят, как правило, амплитудный характер.
АМ-модуляция применяется (по традиции) водителями-дальнобойщиками (самая большая группа пользователей Си-Би диапазона, использующих рации с АМ-модуляцией).
SSB модуляция предпочтительна с точки зрения достижения максимальной дальности (дальность при сопоставимой выходной мощностью передатчика существенно выше, чем в АМ и FM). Главное препятствие широкого распространения радиостанций с SSB-модуляцией — необходимость при приёме сигнала ручкой точной подстройки частоты добиваться наилучшей разборчивости и натуральности голоса корреспондента, при этом даже при точной настройке частоты звучание голоса корреспондента при работе на SSB всё равно остаётся ненатуральным, «синтетическим». Далеко не все станции поддерживают SSB, а те, которые поддерживают, имеют высокую стоимость.
Для общения между собой двух и более корреспондентов, необходимо обязательно использовать одинаковые виды модуляции.

Шумоподавители и что надо о них знать.

В эфире всегда присутствует определённый уровень шума и динамик радиостанции будет всегда шипеть или как принято говорить шуметь. Шумоподавитель предназначен для избавления Вас от этого досадного недоразумения.



Шумоподавители радиостанций гражданских диапазонов бывают нескольких типов. Так же в одной радиостанции может присутствовать несколько вариантов шумоподавителя.

Пороговый. Это самый простой и самый неудобный в городах шумоподавитель. Распространён только в радиостанциях CB.
Спектральный или ASQ. Это шумоподавитель пришедший из профессиональных раций, не из радиолюбительских, а именно из профессиональных. Наиболее удобен и комфортен в использовании. В основном именно этот шумоподавитель имеется в рациях диапазона LPD и PMR. Так же он устанавливается в некоторые модели сиби радиостанций.

CTCSS. Шумоподавитель который отсекает ненужных Вам корреспондентов - Вы будете слышать только тех кто имеет тот же код что и у Вас, а Вас будут слышать все. Этот этот шумоподавитель имеется практически во всех рациях LPD и PMR. Ставится он и в некоторых радиостанциях CB, хотя там его полезность весьма сомнительна.

DSC. Этот шумоподавитель можно назвать более совершенным или более помехозащищённым вариантом CTCSS в гражданских рациях встречается крайне редко, отдельно рассматривать смысла нет, всё относящееся к CTCSS можно отнести и к нему.

Коротко ознакомимся с работой и возможностями этих шумоподавителей.

Пороговый шумоподавитель.

Представляет из себя простой регулятор. Этот регулятор просто поднимает порог чувствительности уровня выше и шум не воспринимается как сигнал, соответственно радиостанция замолкает и больше не шипит. Насколько высоко поднят порог зависит от положения регулятора. Поэтому он и называется пороговым. Положение регулятора в свою очередь будет зависеть от помех в том месте где Вы находитесь. В городах например уровень помех намного выше, а рядом с тролейбусами и ЛЭП их просто катастрофически много. Следовательно чем больше уровень помех, тем больше Вы закрутите регулятор что бы не слышать шума. Чем больше Вы закрутите регулятор тем выше будет порог его срабатывания. Главный недостаток этого шумоподавителя - невозможность отличить сигнал от шума или помех. То есть он по сути снижает чувствительность радиостанции и дальние или слабые корреспонденты не смогут превысить своим сигналом тот порог который выставлен Вами ручкой регулировки. В целом работу этого шумоподавителя можно сравнить с наушниками для строителей. Одели наушники и шум строительной техники и оборудования резко упал, хорошо и тихо, но и своего товарища Вы будете слышать с трудом. Только тут ещё и регулятор есть, чем больше закрутим тем тише будет. Соответственно мощную или расположенную недалеко рацию Вы скорее всего услышите, а вот более слабых корреспондентов нет. При этом в крупных городах помехи проходят постоянно и вынуждают так же постоянно крутить ручку закрывая шумоподавитель, а по проезде помехи откручивать обратно - иначе мало что услышите или вообще ничего не услышите. В итоге 1-2 часа поездок по крупному городу запросто или приведёт Вас в бешенство или привыкните периодически слушать шум от помех и не крутить эту идиотскую ручку.
У данного шумоподавителя всего два плюса. Первый это его цена, для производителя совсем копейки, значит не сказывается на стоимости оборудования. Второй это возможность полностью открыть шумоподавитель, нужно в сложных условиях связи на предельной дальности, в шуме можно попробовать разобрать что Вам говорит корреспондент.
В целом данный вид шумоподавителя больше подходит для полевого, а не городского использования. За городом помех практически нет и там проблем с ручкой не будет. Запросто можно за 400-500 километров повернуть ручку не более 2-3 раз при проезда под ЛЭП или рядом с ней.

Спектральный шумоподавитель или ASQ.

Этот вид шумоподавителя пришёл из профессиональной связи, хотя с успехом применяется и радиолюбителями. Обычно его называют ASQ хотя на мой взгляд это не совсем точно, более коректно называть его спектральным шумоподавителем. Название же AUTO SQUELCH в сокращении ASQ не так чтоб неправильно, но всё же не совсем верно и скорее изыск маркетологов. С другой стороны управляет работой звука он автоматически, поэтому и такое название ему подходит. Этот шумоподавитель является умным и не регулирует уровень как пороговый. Он вообще ничего не регулирует. Его работа за Вас прослушивать эфир и в случае обнаружения сигнала от другой радиостанции включить динамик. При пропадании полезного сигнала динамик отключается. На самом деле это очень упрощённо но понятно. В реальности полезный сигнал определяется по изменению спектра, шум имеет больше высокочастотных составляющих, а при наличии передающей радиостанции, частотный спектр сигнала меняется. Поэтому более правильно называть этот шумоподавитель спектральным, его процессор отслеживает спектр поступающего к нему сигнала и реагирует включением и отключением усилителя звука Вышей рации при наличии или отсутствии полезного сигнала. Самое главное преимущество данного вида шумоподавителя в том, что он не меняет чувствительность радиостанции как пороговый. Этот шумоподавитель по сути вообще ничего не регулирует. Но есть и недостатки. Первый заключается в том что шумоподавитель всегда находится в закрытом состоянии и если он решил что полезного сигнала нет, то Вы его никак не услышите даже на фоне шумов. Данный шумоподавитель можно сравнить с автоматическими дверями, Вы к ним подходите и они открываются. Если никто не подходит, то они не открываются. Но зачастую можно видеть как ребёнок подходит к дверям и..., и двери не открываются. Вот так и в нашем случае с этим шумоподавителем, он может не открыться, а возможности отключения в радиостанциях диапазонов LPD и PMR обычно не предусмотрено. Так же не во всех сиби радиостанциях имеется возможность его отключения. Но в целом правильный и хороший шумоподавитель этого типа идеален для поездок по городам и крупным населённым пунктам, за городом в отсутствии помех актуальность снижается очень быстро - там нет помех и дешёвый пороговый шумоподавитель справляется с задачей без проблем. Второй недостаток связан с его ценой, наличие в сиби радиостанции этого типа шумоподавителя сказывается на её цене в сторону увеличения. На цене раций LPD и PMR это не сказывается, для них это в общем-то штатная система шумоподавления, в некоторых даже есть возможность её небольшой регулировки.

Система кодового(тонового) шумоподавления CTCSS.

Обе рассмотренные выше системы являются именно системами шумоподавления. Данная же система имеет несколько другое предназначение. При использовании системы CTCSS Вам надо ввести определённые номера кодов в радиостанции. Если в двух рациях введены одинаковые коды то при передаче первая радиостанция будет передавать кроме речи ещё и пилот-тон с этим кодом. Вторая, услышав и опознав "свой" код, откроет шумоподавитель и Вы услышите корреспондента. При наличии других сигналов в эфире без этого кода шумоподавитель открываться не будет. Данная функция используется в двух вариантах.
В случае занятости канала и постояных разговоров там других людей, которых Вы слышать не хотите, а хотите услышать только своих. Вводите одинаковые коды и не слышите других. Не забывайте - они Вас могут слушать!

В случае использования репитера. Репитер закрывается на код и для его использования надо заранее ввести в свою рацию этот же код.
То есть по сути это не столько система шумоподавления сколько сервисная функция позволяющая двум корреспондентам или целой группе использовать рацию в загруженном канале, но не слышать чужие разговоры. Ну или позволит воспользоваться репитерами, значительно увеличив дальность связи.
На радиостанциях CB данные шумоподавители практически не устанавливаются в силу специфики диапазона и невозможности качественной работы вообще и стабильной работы в частности.

http://infocb.ucoz.ru

Отличия поддельного и оригинального Мегаджет 3031М.

Данная статья не дает 100% гарантии при выявлении подделки, так как могут попасться аппараты, которые по каким либо причинам ремонтировались, модифицировались заменой внешних элементов. Поэтому, может потребоваться вскрытие аппарата.
В связи с большой популярностью данной радиостанции среди пользователей, расскажу как отличить подделку от оригинала. Извиняюсь за качество фотографий, так как делалось хоть и на хорошую фотокамеру, но в спартанских условиях, без качественного освещения и на скорую руку, но даже это позволит многим при покупке определить подделку.

Начнём с внешнего вида.

Оригинал:



Копия оригинала:



Обратите внимание на текстуру рисунка передней панели!
У оригинала, текстура мелкая и почти горизонтально наклонена, а у подделки, только похожесть на текстуру дерева.
Шрифт надписей тоже отличается, с набегу не заметишь, но приглядевшись, заметна небольшая разница.

Далее, рассмотрим аппарат сзади.

Даже там есть разница и обращаем внимание на наклейку с серийным номером.

Оригинал сзади:



Копия сзади:



Заметьте, что у оригинального аппарата серийный номер, как будто неровно напечатан, а у подделки как раз всё ровно и красиво.

Теперь начнём раскрывать его, и тут обращаем внимание на винты крышек корпуса.
С правой стороны ОРИГИНАЛ с левой стороны ПОДДЕЛКА



Гарнитуры тоже имеют отличие. У оригинальной провод мягкий, приятный на ощупь и гибкий.
Подделка имеет достаточно жесткий провод большего сечения. На картинке видно, что подделка даже не согнулась в том месте, где витки пружинистые а оригинал легко сложился.



Открыли крышку аппарата:

ОРИГИНАЛ




Копия оригинала




Качество работы поддельной станции в начале может быть неплохим, но в дальнейшем могут проявится непредсказуемые режимы работы станции. Приём на одном канале передача как ей захочется. Могут быть перепутаны режимы АМ и ФМ, пропадание индикации или сегментов. В общем, подделка ведёт себя непредсказуемо.

Время работы от недели до года и более (попадались и такие).

Вот такие небольшие, но важные мелочи позволят Вам, не нарваться на подделку и тем самым, не быть без связи с самый нужный момент времени.
Источник: сайт Нижегородского автоканала.

Прохождение-процесс прохождения радиоволн с отражениями от слоев ионосферы, вызывающий возможность уверенного приема (и предачи) сигнала передающей радиостанции, удаленной на тысячи километров от принимающей. Очень сильный проход может помешать сеансу связи с местной станцией. Данный вид связи нельзя назвать устойчивым, поскольку сильно зависит от конкретной ситуации в ионосфере. Периодичность таких дальних прохождений связана с солнечной активностью. В данный момент мы постепенно проходим минимум солнечной активности (11-летний цикл) и вскоре такие связи будут все чаще.

Для оценки уpовня пpинимаего сигнала в pадиосвязи пpименяют специальную шкалу - в "баллах". Шкала пpедусматpивает изменение уpовня сигнала от 0 баллов (полное отсутствие сигнала) до 9 баллов (очень гpомкие сигналы). Кpоме акустического воспpиятия ("на слух") существует и объективная оценка уpовня сигнала. За поpоговое значение пpинимается уpовень в 50 мкВ на входе пpиемника (для УКВ - 5мкВ) - такому уpовню соответствует уpовень в 9 баллов. Поскольку пpи оценке многих величин в pадиотехнике пpименяется относительная величина Дб (децибелл), то и для оценки уpовня сигнала на входе пpиемника используется этот пpинцип. Так, если уpовень сигнала пpевышает 9 баллов (50 мкВ), то пpи оценке говоpят о том на сколько идет пpевышение. Таким обpазом оценка "9+20" означает, что сигнал пpинят с уpовнем на 20 Дб выше, чем 9 баллов (очень мощный сигнал). Кpоме оценки силы сигнала очень важна оценка качества пpинимаемого сигнала - pазбоpчивоcть. В pадиолюбительской пpактике пpименяется шкала от 0 (нет pазбоpочивости, нельзя пpинять ничего) до 5 (100 %-я pазбоpчивость). Таким обpазом оценка (для "голосовых" видов связи АМ/ЧМ/SSB) должна состоять из оценки качества сигнала и уpовня. Hапpимеp, оценка "59" (читается "пять, девять") означает, что сигнал очень гpомкий, 100% pазбоpчивый.
Степень оценки сигналов, наглядно отображеется в таблице:

Баллы: Значение:

Шкала R оценивающая разбираемость сигналов (R - англ. Resdsbility) по пятибальной шкале:

1 - Неразборчиво, прием невозможен
2 - Едва разборчивы отдельные знаки (слова), прием практически невозможен
3 - Разборчиво с большим трудом (30...50%)
4 - Достаточно разборчиво (50...80%)
5 - Совершенно разборчиво (100%)

Шкала S силу сигналов (S - англ. Strength) по девятибальной шкале:

1 - Едва слышно, прием невозможен
2 - Очень слабые сигналы, прием практически невозможен
3 - Очень слабые сигналы, прием с большим напряжением
4 - Слабые сигналы, прием с небольшим напряжением
5 - Удовлетворительные сигналы, прием почти без напряжения
6 - Хорошие сигналы, прием без напряжения
7 - Умеренно громкие сигналы
8 - Громкие сигналы
9 - Очень громкие сигналы

Но следует напомнить, что пользоваться шкалой RS стоит только при условии, что Ваш корреспондент, Вас понимает wink

В Республике Беларусь и городе Минске, на данный момент, активно используются следующие каналы и частоты:

- канал 07 FM 27.030 MHz - минский Авто-канал. Канал о дорожной информации города Минска, а в будущем, возможно, и по РБ.

- канал 13 FM 27.110 MHz - маршрутное такси №128 (Авторынок - Уручье-4); №1212 (Сухарево-6 - ДС Чижовка); №1275 (Малиновка-8 - Академия Наук) в городе Минске.

- канал 15 AM 27.130 MHz - Общепринятый автоканал по Республике Беларусь, и за ее пределами (дальнобойщики и транзитные через РБ).
ОСТОРОЖНО !!! Присутствует ненормативная лексика !!!

- канал 18 FM 27.170 MHz - общепринятый вызывной, радиолюбительский канал СиБи диапазона. При общении, желательно придерживаться регламента.

- канал 20 FM 27.200 MHz - общий вызывной канал СиБи диапазона. Активно используется для связей с дальними корреспондентами в периоды "проходов". Можно услышать и сработать например, с городами Армавир, Воронеж, Ставрополь, Волгоград, Сухуми, Мелитополь и многими другими.

Для продвинутых пользователей:

- 27.555 МГц USB международный, англоговорящий вызывной канал.

- 26.285 МГц USB (19А) Вызывная частота зарубежных англоязычных СиБи DX-станций.
Формат вызова: номер дивизиона(страны)- DX клуб- порядковый номер.
Вызывная частота СиБи DX станций США,ЮАР,Канады,Европы,Австралии,Израиля.

- 27.455 МГц USB (4D) Международный франкоязычный вызывной канал.

- 27.500 USB - общевызывная частота при работе в режиме BPSK.

- 27.700 USB - общевызывная частота при работе в режиме SSTV.

- 27.235 FM - международный канал для пакетной передачи данных. Допустимая скорость 1200 бод.

Поиск
Погода
Друзья сайта
  • УКВ в Минске
  • Форум Onliner
  • Каталог радиостанций
  • Фото из альбома
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright mr.Zorg © 2019
    Создать бесплатный сайт с uCoz