Главная

Регистрация

Вход
   Минский
АВТОКАНАЛ
Суббота, 20.04.2024, 10:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Погодная камера
Мини-чат
Форма входа
Главная » Файлы » Литература » Радиосвязь

для любителей дальних связей
19.01.2012, 22:50
Часть первая: Грустная.

Почему я решил начать с грустного? Наверное что-бы закончить эту статью весёлым, получить некий контраст на котором всё восприятие и держится. Ну да ладно, хватит не по теме. Приступим.
Как всем известно, в мире существует множество различных безлицензионных диапазонов, и некоторые из них попадают на участок коротких волн. У нас это называется CB Radio (си-би радиосвязь), но сказать по правде, в других странах под «си-би» связью понимается не только участок на коротких волнах. Вся гражданская связь попадает под это понятие. Но в основном, термин конечно-же используется для указания на конкретный участок, и конкретные виды работ на нём. Виды работ разные бывают. Для нас с вами это хобби, кто-то использует радио как просто дешевую связь между удалёнными объектами, кто-то деньги зарабатывает, и вот с «арбайтеров» мы и начнём.

Разделение каналов и частот в си-би диапазонах по сути свободное, как и в прочих LPD, PMR, FRS, KDR, SLPR. Деление на бизнес и на частное использование я встречал разве-что в стандарте SLPR который работает в Японии на 422 мгц. Жаль что этого нет в других стандартах, и в нашем «си-би» в том числе, потому что весь этот бардак который творится сейчас на диапазоне мог бы и отсутствовать. Речь конечно-же о таксистах.

Что мы знаем о таксистах, и в чём они виноваты?
Таксисты кушать хотят как и любые другие живые существа. Си-би диапазон в России «болеет» этой болезнью уже более 15 лет, и никак не найдётся от болезни этой лекарство. Каналов в России выделено 80. Сколько выделено стране таксистов – не считал. Украина кстати нашла таблетки, и вылечилась от эпидемии.

Таксисты сейчас по сути хозяева этого диапазона, как-бы прискорбно это ни звучало. Во время дальнего прохождения работают «базы» и прочие «центры» по 5 штук в каждом канале. За пределами разрешенного участка их тоже «тонны», но конечно поменьше чем в разрешенных 80 каналах. Почему? Нет, не потому что «там иногда дают по башке», просто радиостанции туда чуть дороже стоят. Всё банально и просто.

Понятно, что ни о какой QRP связи не может быть и речи, когда в каждой дырке сидят «тараканы», да ещё и работают с усилителями зачастую.
Но способы борьбы с ними есть, как пассивные, так и активные.
Разберём методы борьбы с ними в следующей части.

Часть вторая: Прятки, догонялки, и «выгонялки».

Работа в QRP подразумевает мощности до 10 ватт, то-есть как обычно говорят «голая станция», без усилителей. Чаще всего работа ведётся на мощностях от 2 до 4 ватт. Да уж, с такими мощностями особо не разгуляться. Но есть такая поговорка: «Хочешь жить – умей вертеться». Вот и будем вертеться.

«Что?»

Пройдёмся по доступным нам модуляциям. Есть SSB, АМ, FM. Я-бы стал работать именно в таком порядке приоритетов. Есть однополосная модуляция – отлично. Лучше неё пока ничего по помехоустойчивости и дальнобойности нет. На втором месте идёт АМ – амплитудная модуляция. Кто-то возможно захочет со мной поспорить, но я объясню почему для меня на втором месте именно АМ.
Проведите простой эксперимент. Отключите антенну от радиостанции, закрутите шумоподавитель до упора в сторону закрытия, выставьте громкость ровно на середину, и попробуйте открыть шумоподавитель сначала в режиме FM. Как оно? Бодрит? Теперь проделайте то-же самое но в режиме АМ.
Вот по этой причине я считаю что на дальние трассы работа в АМ более удобна. Даже при очень слабом сигнале вашего корреспондента – шум в АМ будет оставаться слабым, тогда как при работе в FM сигнал просто утонет в шумах частотного детектора.

«Где?»

С модуляцией вроде определились. Теперь определимся с местом для работы. Это наверное, самый тяжелый момент во всем этом деле. Не стану брать в расчёт те сетки в которых работа запрещена в нашей стране, пройдёмся по доступным.
У нас есть две сетки, «C» и «D» по 40 каналов в каждой. Но их сорок только на первый взгляд. На самом деле в 2,1 раза больше. Фокус в так называемой «России» и «Европе», а так-же «дырках».
В российском (польском) стандарте частоты каналов заканчиваются на «0» (например 27200, 27210, 27220), а в европейском стандарте, где кстати сидит львиная доля таксистов на «5» (например 27205, 27215, 27225). Отсюда следует вывод: Европейский стандарт не для нас. Я остановился на частоте 27080 (11 канал) и вот почему:
1) Частота находится в российско-польской сетке частот, что существенно снижает количество таксистов в канале.
2) Частота находится не так далеко от общероссийских активных частот 27200 (20 канал, обще-вызывной), 27190 (вызывная SSB частота между каналов), 27135 (15 канал на котором работают водители дальнобойщики), и 27065 (9 канал в котором должны работать спасатели). Таким образом не перестраивая узкополосную антенну вы можете работать со всеми сразу.
3) По моему субъективному мнению, частота одна из тех которые меньше всего замусорены всякими помехами, цифровыми посылками, и т.п. вещами.

Конечно, вы можете выбрать для себя другую, более удобную вам частоту. Например близкую к 27555 (всемирный обще-вызывной SSB). Но чем чаще ваш выбор будет совпадать с выбором коллеги – тем чаще будут случаться QRP связи.

Любые общие вызывные каналы периодически необходимо чистить от работающих там таксистов. Не стесняйтесь подходить в QRP каналы (и не только) с мощных домашних станций, и объяснять таксистам их ошибки. Кстати, как это эффективнее всего делается, я расскажу далее.

«Когда?»

Считается, что чем сильнее идёт прохождение, тем больше шансов на связь. А вот и ничего подобного. Совсем всё наоборот, если речь идёт о QRP. Во время сильных прохождений – маломощные связи это скорее везение. Оператор – счастливчик, ему улыбнулась тропосфера, или кто-то там ещё. Чаще всего для маломощной станции просто не остаётся место в «каше» из стационарных аппаратов из серии «кому за 30», ватт в смысле. По своему опыту могу сказать что самые интересные связи всегда получаются неожиданно. Тогда, когда никто в твоём регионе ещё не подозревает о том, что идёт дальнее прохождение, и у тебя есть шанс быть первооткрывателем этого прохождения. Будет вообще прекрасно, если ты будешь уверен, что в радиусе добрых пары сотен километров никто в занятом тобою канале работать не должен.
Хорошие трассы на северные и южные направления обычно получаются в середине светового дня. Трассы на восток и запад чаще получаются утром и вечером. Если понаблюдать за прохождением, то можно увидеть что оно как-бы «вращается» за солнцем. Утром в московском регионе можно услышать станции с востока, Сибири, иногда даже дальнего востока или Японии. Ближе к полудню прохождение плавно проходит через Казахстан в сторону Абхазии. Днём идёт борьба станций Украины, Абхазии, Молдавии, черноморского побережья РФ, и других южных направлений. Борьба эта заканчивается ближе к вечеру, когда прохождение вроде-бы пропало вовсе, но на самом деле появляется через час-другой со стороны запада, и каналы наглухо забиваются итальянцами. Что в этой информации полезного для QRP оператора?
1) У маломощных станций зачастую ограничено питание, потому-что обычно это различные экспедиции, либо выезды на природу. Не буду брать в расчёт фанатов. Исходя из этого, можно экономить питание и ждать своё любимое направление занимаясь чем-нибудь другим. На природе много разных занятий помимо радио.
2) Ввиду малой мощности, антенны чаще всего используются узконаправленные (волновые каналы, квадраты, элементы Yagi) или частично направленные (диполи, треугольники DeltaLoop, Inverted V, АБВ). Устанавливать эти антенны не всегда получается быстро, а переворачивать направление например для подвешенной в лесу DeltaLoop – вообще кошмарный сон. Лучше знать своё направление, и планировать своё свободное для радио время на природе - заранее.
3) Слышишь с какой стороны больше таксистов, что-бы оторваться на них в домашних условиях. Это конечно-же шутка. Но в каждой шутке, есть доля шутки.

Кстати, я ведь обещал дать рекомендации по эффективной борьбе с прогрессирующей болезнью нашего диапазона… поехали!
Приведу 5 пунктов которые помогут.
1) Диспетчер глупая и трусливая, таксист умнее и храбрее. Иногда проще игнорировать вопли диспетчера и спокойно объяснить всё водителям. Они её сами пошлют куда следует. Но иногда водители играют в «рыцарей добра и света», заступаясь за обиженного диспетчера, и в этом случае читаем пункт 3.
2) Диспетчер глупая, но думает что она умнее всех, и ловко обманет захватчика. Как-бы не так, «их волна» может быть только в ванной, а здесь всё общее и по негласным правилам радиоэтикета.
3) Объяснять диспетчеру причины вежливо – пустая трата времени в 98% случаев, по этому «сразу и с вертухи в щщи»! Только прежде чем приступить, предупредите диспетчера вежливо о том, что ей предстоит скоро услышать, и что самое главное – это услышат пассажиры в машинах от чего у них уши в трубочку свернутся. Если вы уверены что она вас слышала (а зачастую так и есть) то смело приступайте.
4) При разгоне таксистов желательно сообщать им «почему нельзя работать в этом канале», и рекомендовать другие (пару вариантов). По идее на диапазоне все равны, и в том случае когда вы выгоняете таксистов из канала в котором они по каким-то причинам работают – нарушителем спокойствия являетесь вы.
5) Если фантазии не хватает, открывайте http://www.lurkmore.ru и выбрав подходящую по количеству веселых слов и оборотов статью, дикторским голосом начинайте её читать. Только самим не ржать.

Я обычно подхожу так: «Диспетчер такси, пожалуйста прекратите работу в этом канале. Данный канал является (международным) вызывным, и вам будет проще подвинуться чем всей стране (всему миру). Так-же вам стоит воздержаться от работы в каналах номер 9 и номер 19 так как эти каналы предназначены для работы служб спасения. Предлагаю вам работать в канале ХХ либо в канале ХХ. Хочу сразу сказать, что я не попугай и по 10 раз не повторяю. Если вы не понимаете вежливо, то через 5 минут я начну разговаривать по другому.»
Диспетчер либо выслушает вашу сентенцию до конца, и возможно сделает выводы, либо начнёт работать поверх вас (выводы не сделала, зато сделала вид что вас не замечает, по этому переходим к пункту про щщи). Ваше дело правое, вы предупредили. Некоторые любят «догнать и добавить», но я считаю что это лишнее. Из соседнего канала их выкурит уже тот, на кого они наступили там, не тратьте на них драгоценное время.

Часть третья: Полевые работы.

Итак, проблемы устранены, либо мы их избежали. Займёмся наконец любимым делом.
Чаще всего работа в QRP подразумевает работу из полей, лесов, и прочих велосипедов. По этому я пожалуй, продолжу в «полевом» ключе.
Что можно и что нужно взять с собой в лес? Конечно-же трансивер, питание, антенну. С первыми двумя пунктами вопросов нет, а вот с антенной…
С антенной на самом деле тоже нет никаких проблем. Кто-то предпочитает носить с собой готовые, компактные полевые антенны, а кто-то просто катушку с тонким проводом и десяток метров кабеля. Какой вариант выбрать – решайте сами. Но я ношу оба варианта.
В моей небольшой, наплечной радиосумочке живут следующие предметы:
1) Трансивер Yaesu FT817ND (раньше жил Alan 42+)
2) Разъемы и переходники для подключения трансивера в условиях автомобиля. Как под питание, так и под антенны.
3) Полевой вариант антенны Delta Loop (14mhz/27mhz) со сторонами треугольника по 6.5 метров (общая длинна провода 20 метров) и балуном 4:1 в основании. Всё в виде мотка чуть больше пачки сигарет.
4) Кабель RG58 C/U с двумя PL-ками на концах длинною 10 метров. Одним концом прикручивается в трансивер, а вторым либо к дельте, либо к разъёму с двумя крокодильчиками, который предназначен для следующего пункта.
5) Компактная катушка с тонким медным проводом в лаковой изоляции. На тот случай когда сильно захочется послушать низкочастотные диапазоны по ночам. Натягивается из провода антенна нужных размеров, и подключается разъёмом с крокодильчиками.
6) Пару микро-трапов с 7 мгц на 3 мгц, один «балун» 9:1
7) Компактная катушка с тонкой капроновой ниткой. Удобно ею растягивать антенны, закидывая грузик в виде палки на ветку дерева.
8) Кусачки.
9) Десяток пластиковых хомутиков (кабельные стяжки).
10) Маленькое полотенце (например, как для протирки мониторов) что-бы в солнечную жару так сказать, накрыть трансивер и избежать его быстрого перегрева.
11) Небольшая ламинированная карточка в которой расписаны всевозможные вызывные и аварийные, экстренные частоты.
12) Азимутальная карта той местности куда собрался, на листе А4. В купе с компасом (который есть и в смартфоне) позволяет выбрать нужные деревья для подвеса антенны в желаемом направлении.
13) Копии документов на радио. Я ношу только копию свидетельства о присвоении позывного, остальное лежит дома.
14) Ну и на всякий случай, две «антенны резинки», одна на 27мгц, вторая на 14мгц.

Вроде-бы всё что надо, тут есть, но я иногда так-же беру небольшой свинцово-кислотный аккумулятор на 12 вольт и солнечную батарею для его заряда. Естественно отдельной, такой-же небольшой сумочкой. О том, как запитать трансивер от солнечной батареи – можно найти на форуме. Аккумулятор там обязателен, он используется как «буферное устройство».

С подобным «сетапом» вы не только сможете приятно проводить время на природе работая в QRP, но и не останетесь отрезаны от помощи в случае каких-либо ЧП. В случае ЧП всё-же сложнее если у вас нет других диапазонов кроме 27 мгц, но и тут можно выжит, и об этом в следующем разделе.

Часть четвертая: Помощь.

В этой части рассмотрим вопрос когда вам нужна какая-либо помощь из вне, либо вы собираетесь такую помощь оказать.
Собираясь в длительные походы желательно знать наизусть, либо где-то для себя «на бумаге» записать экстренные частоты. Как я говорил ранее, со мной всегда ламинированная карточка на которой есть все необходимые частоты. Если писать их от руки, то лучше это сделать на плотной бумаге, простым карандашом средней твердости. Почему? Бросьте листок во влажную среду, и достаньте через сутки. «Ручку» вы уже не прочтёте, а «карандаш» - вполне.
С многодиапазонным трансивером всё намного проще чем с си-би, по этому остановимся только на си-би.
Самым надёжным средством помощи на си-би диапазоне является 15 канал европейской сетки «C» в амплитудной модуляции. Там в нашей стране работают водители-дальнобойщики которых бесчисленное множество на дорогах России и ближнего зарубежья. В Республике Карелия, в лесах, на этом канале очень активно работают лесовозы.
Как запасной вариант, можно предварительно отсканировать частоты местных таксистов, которых мы так нещадно гоняли с вызывных частот в предыдущих частях этого опуса.
На 9 и 19 каналы рассчитывать не стоит, потому-что кроме как в крупных городах – мониторинг по стране не ведётся, а если и ведёт мониторинг какой-нибудь энтузиаст, то не факт что вы попадёте именно в то время когда его трансивер слушает экстренные каналы.
Существует ещё и водомоторный канал. Точнее их два, 30 как основной и 33 как резерв, но сейчас это только развивается, и развивается очень медленно.

Так-же добавлю сюда, вдруг кто не знает, что в случаях когда имеется угроза жизни, здоровью, или серьёзный ущерб имуществу – вы в праве нажать на передачу где хотите. Главное что-бы ущерб от вашего выхода в эфир не превышал тот ущерб который вы этим выходом предотвратили.

Часть пятая, заключительная: Работа на маломощную станцию.

Случилось вдруг так, что с домашней базовой станции вы решили ответить QRP станции дающей общий вызов, что при этом желательно сделать:

1) Если станция полевая, то 99% что у неё нет никаких индустриальных помех в эфире, только атмосферные (грозовые разряды) и «коллеги» (соседние мощные станции). Пожалуйста, постарайтесь ответить станции на максимальной мощности, и уже после, если всё получилось, можете пробовать скинуть мощность до минимальной, если хотите эксперимента. Бессмысленно подходить к полевой станции сразу на малой мощности. Тот факт, что вы в эфире мало кого слышите – ещё не говорит о том что у полевой станции такой-же кристально чистый эфир. Зачастую, при работе с полей приём ещё больше перегружен и затруднён нежели чем в домашних условиях. Только дома эфир перегружен помехами, а в поле – полезными сигналами (или бесполезными, таксистами). Всё это потому, что ничего не мешает приёму в лесу, и вы слышите только мощные станции, а станция в лесу слышит всех.
2) Проводите связь настолько коротко насколько это возможно. У вас есть запас по мощности, а с той стороны его нет. QRP корреспонденту некогда слушать рассказы о вашей аппаратуре, антеннах и их резонансах. Для него это только миг, «как для звезды что сорвалась и падает».
3) Не лезьте вне очереди. Не уподобляйтесь некоторым официалам, которые не дождавшись вызова начинают предлагать себя, как проститутки девушки легкого поведения. А зачастую и попрощаться такие поросята не дают. Всегда ждите окончания связи, даже если это шанс потерять станцию.

Успешной работы в эфире!
Категория: Радиосвязь | Добавил: kamisar
Просмотров: 2039 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Категории раздела
Антенны [2]
Литература посвящённая разработке и конструированию антенн
Радиосвязь [12]
Погода
Друзья сайта
  • УКВ в Минске
  • Форум Onliner
  • Каталог радиостанций
  • Фото из альбома
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright mr.Zorg © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz